Устав гимназии

УСТАВ
Государственного учреждения образования
«Гимназия №42 г.Минска лауреата Нобелевской премии Ж.И.Алфёрова»
 
СТАТУТ
Дзяржаўнай установы адукацыі
«Гімназія №42 г.Мінска лаўрэата Нобелеўскай прэміі Ж.І.Алфёрава»

г.Минск 2013

1. Общие положения

 
1.1. Настоящий устав является новой редакцией устава государственного учреждения образования «Гимназия №42 г. Минска лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алфёрова», (далее – учреждение), зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 190739830.
В 1935 году в г. Минске открылась мужская средняя школа №42. С 1954 – средняя общеобразовательная школа им.Белинского.
На основании решения Минского городского исполкома №1202 от 20.08.2002 средней школе № 42 присвоен статус «Юридическая гимназия №42». Решением Мингорисполкома №1493 от 27.07. 2006 г. Юридическая гимназия №42 переименована в государственное учреждение образования «Юридическая гимназия №42 г. Минска». Решением Мингорисполкома №0160385 от 10.10.2008г. Государственное учреждение образование «Юридическая гимназия №42 г.Минска» переименовано в государственное учреждение образования «Гимназия №42 г. Минска».
Решением Минского городского исполнительного комитета №1045 от 11 апреля 2013 года государственное учреждение образования "Гимназия №42 г.Минска" переименовано в государственное учреждение образования "Гимназия №42 г.Минска лауреата Нобелевской премии Ж.И.Алфёрова"
1.2. Полное наименование учреждения:
- на русском языке: Государственное учреждение образования «Гимназия №42 г.Минска лауреата Нобелевской премии Ж.И.Алфёрова»;
- на белорусском языке: Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Гімназія №42 г.Мінска лаўрэата Нобелеўскай прэміі Ж.І.Алфёрава»;
Сокращенное наименование учреждения:
- на русском языке: гимназия №42;
- на белорусском языке: гімназія №42.
1.3 Место нахождения учреждения: г.Минск, ул. Комсомольская, 21.
1.4. Учредителем учреждения является Минский городской исполнительный комитет в лице управления образования администрации Центрального района г.Минска (далее – управление образования).
1.5. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства и настоящим Уставом.
1.6. Учреждение является юридическим лицом, имеет расчетный и другие счета в банках, открываемые в установленном
законодательством порядке, печать и бланки документов со своим наименованием с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием. 
1.7. Учреждение создано в форме учреждения образования на основе коммунальной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета и входит в систему общего среднего образования.
1.8. Тип учреждения образования «Гимназия №42 г.Минска лауреата Нобелевской премии Ж.И.Алфёрова» – учреждение общего среднего образования системы образования Республики Беларусь.
Вид учреждения образования – гимназия.
1.9. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, научно-технической деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством.
1.10. Учреждение в соответствии с законодательством имеет право:
- осуществлять образовательную деятельность;
- формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
- осуществлять приносящую доходы деятельность;
- участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
- входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
- осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность;
- осуществлять иные права в соответствии с актами законодательства.
1.11. Учреждение образования обязано:
обеспечивать качество образования;
осуществлять разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
производить подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
совершенствовать материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
создавать безопасные условия при организации образовательного процесса;
осуществлять разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования;
обеспечивать моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования, меры социальной защиты обучающихся;
создавать необходимых условий для организации питания и медицинской помощи обучающихся;
участвовать в формировании контрольных цифр приема;
обеспечивать ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, уставом, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;
содействовать уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования;
осуществлять иные обязанности в соответствии с актами законодательства.
1.12. Учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.
1.13. Компетенция учредителя:
принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации учреждений образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
в случае прекращения деятельности учреждения образования учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
определяет язык обучения и воспитания, обязательный для изучения иностранный язык в соответсвии с действующим законодательством;
устанавливает контрольные цифры приема в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы учреждения;
согласовывает внесение изменений и дополнений в структуру и штатное расписание учреждения;
назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителя учреждения, согласовывает назначение на должность руководителя, главного бухгалтера учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
может устанавливать меньшую наполняемость учебных групп по сравнению с предусмотренной действующим законодательством, по соглосованию с соответсвующими государственными органами;
осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные актами законодательства и настоящим Уставом;
1.14. Собственником имущества учреждения является Минский городской Совет депутатов (далее – Мингорсовет) в лице Минского городского исполнительного комитета (далее – Мингорисполком).
1.15. Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
1.16. Учреждение не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками – кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.
1.17. Лицензирование деятельности учреждения, его аккредитация и подтверждение аккредитации осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
1.18. С целью пополнения внебюджетных денежных поступлений учреждение может осуществлять следующие виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 65:
80102 – общее начальное образование (первая ступень общего среднего образования);
80210 – общее среднее образование;
70200 - сдача внаем собственного недвижимого имущества;
80424 - прочее образование для взрослых и прочее образование, не включенное в другие группировки;
93040 - физкультурно-оздоровительная деятельность.
1.19. Учерждение реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
1.20. Изменения и дополнения в настоящий Устав утверждаются приказом управления образования и подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
 
2. Предмет, цели и задачи деятельности
 
2.1. Предметом деятельности гимназии является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы, направленная на обеспечение получения учащимися учреждения общего среднего образования.
2.2. Цели деятельности учреждения:
реализация государственных образовательных стандартов общего среднего образования, формирование образованной, социально, духовно и нравственно зрелой, творческой личности, воспитание гражданина Республики Беларусь, уважения прав и свобод человека, любви к Родине, семье, привитие навыков здорового образа жизни.
2.3. Основными задачами гимназии являются:
обеспечение изучения отдельных общеобразовательных предметов на повышенном уровне, получение учащимися общего среднего образования, а также необходимых для выбора в дальнейшем профессии первичных знаний и навыков;
подготовка учащихся к поступлению в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества;
создание условий для физического совершенствования, овладения ценностями и навыками здорового образа жизни;
обеспечение социальной защиты учащихся и установленных законодательством социальных гарантий;
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
формирование культуры семейных отношений;
создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.
 
3. Образовательная деятельность гимназии
 
3.1. Образовательная деятельность гимназии строится на основе принципов государственной политики в области образования, образовательных стандартов, современных образовательных и информационных технологий и на педагогически обоснованном выборе форм, методов, средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры, а также в соответствии с целями и задачами гимназии с учетом интересов и способностей учащихся, их опыта. Обучение, воспитание и развитие учащихся обеспечиваются педагогическим коллективом во взаимодействии с законными представителями учащихся, иными организациями.
Гимназия создает условия для организации воспитательного процесса, работы кружков, клубов, секций, объединений по интересам, общественных организаций (объединений) учащихся и работников.
3.2. Основными языками обучения и воспитания в гимназии являются русский и белорусский. Изучение белорусского, русского и одного иностранного языка в гимназии является обязательным.
3.3. В учреждении реализуются основные образовательные программы общего среднего образования: образовательная программа начального образования, образовательная программа базового образования, образовательная программа среднего образования,  а также программы дополнительного образования детей и молодежи, программы воспитания.
3.4. Образовательные программы общего среднего образования
(образовательная программа , образовательная программа базового образования, образовательная программа среднего образования) реализуются в дневной форме получения образования.
3.5. Срок получения общего среднего образования:
по образовательной программе общего базового образования составляет девять лет,
по образовательной программе общего среднего образования - одиннадцать лет.
Сроки обучения на ступенях общего среднего образования составляют:
на II ступени (5-9 классы) – пять лет;
на III ступени (10-11классы) – два года.
Гимназия открывается в составе V-ХI классов, срок обучения в гимназии 7 – лет. При гимназии могут создаваться начальные классы.
3.6. Общее базовое образование (II ступень) является обязательным. Его получение необходимо для завершения общего среднего образования в гимназии либо в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования.
Обучение на II ступени обеспечивает усвоение основ наук, дальнейшее становление личности учащегося, развитие его способностей и склонностей, формирование научного мировоззрения, овладение социальными, культурными, нравственными нормами и правилами.
3.7. Общее среднее образование (III ступень) завершает общеобразовательную подготовку учащихся. На этой ступени начинается их подготовка к овладению профессией в учреждении, которое обеспечивает получение среднего специального и высшего образования, а также через иные формы профессионального обучения, или к осознанному включению в производственную деятельность.
Обучение на этой ступени осуществляется с учётом образовательных запросов учащихся.
3.8. В гимназии на III ступени обучения предусмотрены следующие направления профессионального самоопределения учащихся: физико-математическое, химико-биологическое, обществоведческое и филологическое.
3.9. Получение общего начального, базового и среднего образования сопровождается текущей, промежуточной и завершается итоговой аттестацией по предметам.
3.10. Образовательный   процесс   при   реализации   образовательных программ общего среднего образования   организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.
Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
Для учащихся   устанавливаются каникулы на протяжении учебного года (осенние, зимние и весенние) и летние каникулы. 
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года не менее тридцати календарных дней, а для учащихся I и II классов - не менее тридцати семи календарных дней.
Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а   для учащихся   IХ   классов - не менее 10 календарных недель.
3.11. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно   проводятся факультативные занятия, консультации, занятия по интересам.
Обязательные учебные занятия, определяемые учебными планами, 
дополняются самостоятельной работой учащихся.   Учащимся предоставляется возможность выбора факультативных и дополнительных занятий, изучения отдельных предметов на повышенном уровне, участия в творческой деятельности, опытно-исследовательской работе, техническом и художественном творчестве и других видах деятельности.
Домашние задания даются дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Обязательная учебная нагрузка для учащихся 5 – 11 классов, не должна превышать 27 – 31 учебных часов в неделю.
Наполняемость классов при   получении общего среднего образования составляет 25 учащихся.
3.12. Длительность урока в V - XI классах - 45 минут.
Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием уроков, которое утверждается директором гимназии. Начало занятий и смен, продолжительность перемен между занятиями утверждается директором гимназии в соответствии с санитарными правилами и нормами.
3.13. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован в учреждении образования или на дому.
Образовательный процесс при реализации образовательных программ осуществляется в учебных группах или индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования в соответствии с индивидуальным учебным планом или на основании типового учебного плана.
3.14. Трудовая деятельность учащегося может включать общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных формах трудовых объединений в течение учебного года и в каникулярное время.
3.15. Питание учащихся в гимназии организуется в соответствии с санитарными правилами и нормами по графику, утверждённому директором.
3.16. С целью выявления и развития заинтересованности и способностей учащихся, проведения психологических консультаций для участников образовательного процесса создается социально-психологическая служба. Педагог-психолог и педагог социальный осуществляют свою деятельность в порядке, определенном Министерством образования Республики Беларусь.
3.17. В гимназии осуществляется медицинское обслуживание учащихся, проводятся лечебно-профилактические мероприятия.
3.18. Гимназия использует учебники общеобразовательной школы и другие учебные пособия, в том числе и разработанные преподавателями гимназии и работниками ВУЗов, утвержденные в установленном порядке Министерством образования Республики Беларусь. Библиотечный фонд гимназии комплектуется учебной, методической, справочной, научной и художественной литературой в установленном порядке.
3.19. Получение общего базового и общего среднего образования завершается выпускными экзаменами, которые проводятся в соответствии с порядком, установленным Министерством образования Республики Беларусь.
3.20. Выпускникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию за период обучения на уровне общего базового образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании. Выпускникам за отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне базового образования выдается свидетельство об общем базовом образовании с отличием.
Выпускникам гимназии, успешно прошедшим итоговую аттестацию за период обучения на уровне общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.
Выпускники гимназии за отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего среднего образования награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов - похвальными листами.
3.21. Совет гимназии может принимать решение о моральном стимулировании учащихся и их законных представителей за успехи в обучении и воспитании, участие в общественной деятельности.
3.22. Воспитательный процесс осуществляется как в учебное, так и во внеучебное время. Воспитательные задачи в гимназии осуществляются путем создания гуманной воспитывающей среды, способствующей развитию и саморазвитию учащихся, их социализации.
3.23. Научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса в гимназии осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
В целях реализации задач методического обеспечения гимназия взаимодействует с другими учреждениями образования, научно-методическими и учебно-методическими учреждениями системы образования.
3.24. Экспериментальная и инновационная деятельность гимназии осуществляется в соответствии Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
3.25. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
 
4. Обучающиеся. Педагогические работники и иные работники учреждения
 
4.1. К участникам образовательного процесса относятся учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащихся, педагогические работники.
Учащимся учреждения является лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования. 
4.2. Порядок приема, перевода, отчисления и восстановления, учащихся определяется законодательством Республики Беларусь. Прием учащихся в гимназию (V – XI классы) осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.
Учащиеся гимназии, завершившие обучение на II ступени общего среднего образования и получившие базовое образование, могут продолжить обучение в гимназии на III ступени без прохождения вступительных испытаний.
Гимназия не вправе препятствовать переводу (переходу) учащегося в другое учреждение образования.
4.3. Текущая и итоговая аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.
4.4. Учащийся имеет право:
на получение образования в соответствии с образовательными программами;
на перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
на восстановление для получения образования в учреждении образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
на пользование учебниками и учебными пособиями;
на каникулы;
на получение платных услуг в сфере образования;
на бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой гимназии;
на получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов гимназии;
на участие в управлении гимназии;
на участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, экспериментальной, инновационной деятельности;
на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
на участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
на льготные условия питания, медицинское обслуживание в соответствии с актами законодательства;
на поощрение за успехи в учебе, научно-исследовательской деятельности, в воспитательных мероприятиях;
пользование всеми информационными ресурсами и культурно-спортивной базой гимназии.
4.5. Учащийся обязан:
старательно учиться, овладевать знаниями, практическими умениями и навыками, быть дисциплинированными, заботиться о чести класса, гимназии, поддерживать ее традиции;
уважать и соблюдать законы и правовые нормы Республики Беларусь;
подчиняться распоряжениям и приказам директора и его заместителей, требованиям педагогических и иных работников, решениям органов самоуправления гимназии и ученического самоуправления, руководствоваться Уставом гимназии;
соблюдать правила безопасного поведения в отношении себя и других членов коллектива учащихся, работников гимназии;
достойно вести себя, проявлять милосердие, человечность, уважение к старшим и ровесникам;
соблюдать правила личной гигиены и иметь аккуратную прическу и внешний вид;
Ученики(цы) обязаны посещать гимназию в одежде, соответствующей классическому, официальному и деловому стилю:
- Мальчики (юноши) – костюм либо пиджак, брюки, светлая рубашка, галстук (в осенне-зимний период джемпер или пуловер под пиджак);
- Девочки (девушки) – юбки, брюки классического стиля либо брючный костюм, светлая блуза (в осенне-зимний период джемпер либо пиджак спокойных тонов)
4.6. Учащимся гимназии запрещается:
носить в гимназию одежду не соответствующую классическому, официальному и деловому стилю (с глубоким декольте, обтягивающую или укороченную одежду из просвечивающихся тканей, джинсовую, спортивную одежду и т.п.);
приносить в гимназию и иметь при себе небезопасные предметы, особенно оружие, патроны, петарды и т.д.;
начинать и провоцировать драки;
не присутствовать на занятиях беспричинно;
употреблять алкогольные напитки, иметь их, находиться под их воздействием в гимназии и на проводимых гимназией мероприятиях;
курить в гимназических помещениях и на территории гимназии;
участвовать в азартных играх, как на уроках, так и на переменах;
допускать воровство, вандализм, наносить умышленно вред гимназическому имуществу, собственности учащихся и работников гимназии;
систематически не выполнять домашние задания или выполнять их недобросовестно;
носить в помещении гимназии головные уборы;
приносить в гимназию плееры, мобильные телефоны, другие ценные вещи и пользоваться ими без разрешения учителя;
использовать ненормативную лексику.
4.7. Учащиеся гимназии привлекаются к самообслуживанию и другим видам общественно-полезного труда с учетом возраста, пола, физических возможностей, норм требований и гигиены охраны их здоровья.
Материальное обеспечение, меры социальной защиты учащихся гимназии осуществляются в порядке, установленном законодательством.
4.8. За систематические нарушения Устава гимназии, правил внутреннего распорядка к учащимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из гимназии.
Дисциплинарное взыскание применяется в порядке, установленном Уставом и правилами внутреннего распорядка гимназии в соответствии с действующим законодательством после получения от учащегося письменного объяснения.
4.9. Педагогические работники гимназии имеют право на:
обеспечение условий для осуществления своей профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности гимназии;
участие в управлении гимназией;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
защиту своей профессиональной чести и достоинства;
участие в управлении гимназией, в том числе в общественных органах управления образованием;
избирать и быть избранными в состав органов управления гимназией;
самостоятельное определение форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся, использование экспериментальных методик преподавания;
иные социальные гарантии, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.
4.10. Педагогические работники гимназии обязаны:
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, обладать высокими моральными качествами;
повышать свой профессиональный, научно-методический уровень и педагогическое мастерство, проходить аттестацию;
вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
выбирать наиболее оптимальные технологии и формы обучения и воспитания;
уважать честь и достоинство учащихся, воспитывать их в духе гуманизма, гражданственности и уважения к закону и труду; обладать высокими моральными качествами;
уважать честь и достоинство коллег, учащихся и их родителей;
исполнять приказы и распоряжения директора гимназии и его заместителей, решений, принятых педагогическим советом, а также соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и охраны труда;
исполнять положения Устава.
4.11. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
участие в управлении учреждением образования;
защиту прав и законных интересов обучающихся;
ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
4.12. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
4.13. Родители и иные законные представители учащихся гимназии могут участвовать в управлении гимназией, обязаны выполнять Устав гимназии. Несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования.
Педагогические работники, учащиеся, их родители и иные законные представители в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за повреждение помещений и строений гимназии, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества.
Права и обязанности иных работников учреждений образования устанавливаются законодательством, настоящим уставом и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, их трудовыми договорами.
4.14. Прием на работу и увольнение педагогических и других работников гимназии осуществляется директором в соответствии с действующим законодательством. Требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:
лишённые права заниматься педагогической деятельностью;
имеющие судимость;
признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами.
При возникновении в период осуществления педагогической
деятельности    обстоятельств,    препятствующих    ее    осуществлению    и предусмотренных    пунктом 4.13   настоящего    устава,    осуществление педагогической      деятельности      прекращается      в      соответствии      с законодательством.
4.15. Для работы в гимназии могут привлекаться работники образования, науки, культуры и производства на условиях почасовой оплаты и совместительства, по договору оказания возмездных услуг.
4.16. Оплата труда работников гимназии производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Премирование работников, материальное и моральное поощрение и стимулирование осуществляется на основании Положения о премировании и материальном стимулировании, коллективного договора, действующих в гимназии.
 
5. Управление учреждением
 
5.1. Управление гимназии осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства и с настоящим Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
5.2. Непосредственное руководство деятельностью гимназии осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности председателем Комитета по образованию в порядке, установленном действующим законодательством.
5.3. Заместители директора назначаются на должность и освобождаются от должности начальником управления образования в порядке, установленном действующим законодательством, директор гимназии вносит в управление образования предложения о назначении или освобождении от должности его заместителей.
5.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности директором по согласованию с управлением образования.
5.5. Директор гимназии:
несет ответственность за качество и эффективность работы, условия труда работников, охрану прав, жизни и здоровья детей, представляет без доверенности интересы гимназии в государственных органах и организациях, в суде;
издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции;
утверждает штатное расписание учреждения в пределах выделенных ассигнований и в соответствии с типовыми штатами;
осуществляет иные права и обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Директор имеет право избирать и быть избранным в общественные органы управления.
5.6. Оплата труда директора гимназии, в том числе его поощрение за результаты работы, оказание материальной помощи осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
Должностные обязанности директора гимназии утверждает начальник управления образования администрации Центрального района г. Минска.
5.7. В гимназии создаются органы самоуправления: Совет учреждения образования, педагогический совет, попечительский совет, родительские комитеты, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В гимназии по мере необходимости могут создаваться другие советы, которые проводят целенаправленную работу по отдельным направлениям деятельности по профилактике правонарушений, по питанию, по профессиональной ориентации и т.д.
В гимназии могут создаваться педагогические и ученические организации, объединения и клубы, которые содействуют совершенствованию качества обучения и воспитания. Они работают в соответствии со своими положениями, которые не должны противоречить действующему законодательству и Уставу гимназии.
5.8. Основным органом самоуправления учреждения образования является совет, который создается в целях решения основных вопросов деятельности учреждения образования. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о совете учреждения образования и настоящим уставом учреждения.
5.9. Состав Совета формируется из представителей обучающихся, их законных представителей, руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения образования.
5.10. Общая численность членов Совета составляет 12 человек. 
Количественный состав Совета формируется в следующей пропорции:
3 человека - представители обучающихся учреждения образования, их законных представителей;9 человек - представители руководителей структурных подразделений учреждения образования, педагогических и иных работников учреждения образования.
5.11. Представители обучающихся избираются открытым голосованием  в классах, их законные представители – открытым голосованием на классных родительских собраниях. Представители руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения образования избираются открытым голосованием на собрании трудового коллектива.
5.12. Срок полномочий Совета составляет два года.
5.13. В учреждении  создается педагогический совет и могут создаваться  попечительский совет, родительский комитет.
Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с действующим законодательством, Положениями об соответствующих органах самоуправления, действующими в учреждении.
5.14. Педагогический совет является коллегиальным органом, к компетенции которого относятся вопросы организации образовательного процесса, определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска учащихся, повышения методического уровня педагогических работников.
5.15. Основной целью деятельности попечительского совета является содействие гимназии в осуществлении ее уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов, учащихся гимназии, создание благоприятных условий для воспитания, учебы, труда и отдыха детей, учителей и других работников. Попечительский совет может быть в установленном порядке зарегистрирован как общественная организация, иметь финансовые счета в банке.
5.16. Трудовые отношения работников в гимназии регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
 
6. Структура учреждения
 
6.1. Структура учреждения формируется им самостоятельно по согласованию с Учредителем.
6.2. В структуру учреждения входят следующие структурные подразделения: библиотека, пункт коррекционно-педагогической помощи, ресурсный центр, производственные (учебно-производственные) мастерские, центр допризывной подготовки, социальна психолого-педагогическая служба.
6.3. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе положений о них, утверждаемых директором учреждения, в соответствии с требованиями актов законодательства.
 
7. Имущество и финансы учреждения
 
7.1. Имущество учреждения находится в коммунальной собственности г.Минска и закреплено за ним на праве оперативного управления. Органом управления в отношении имущества является Мингорисполком. Отдельные функции по управлению имуществом учреждения осуществляет управление образования.
7.2. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
7.3 Материально-техническую базу учреждения составляют земля, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, а также иное имущество, используемое для обучения, воспитания,
оздоровления учащихся и для решения других задач в сфере образования.
Для организации образовательного процесса учащихся может использоваться материально-техническая база других организаций в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
7.4 Учреждение обеспечивает содержание принадлежащей ему материально-технической базы на уровне требований, определенных соответствующими нормативами, и несет ответственность за сохранность и эффективность ее использования.
7.5. Источниками финансирования учреждения являются:
бюджетные средства;
безвозмездная (спонсорская) помощь;
средства, полученные от учебно-производственной, хозяйственной, коммерческой деятельности, безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
другие источники, не запрещенные действующим законодательством.
7.6. Учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством. Осуществление учреждением приносящей доходы деятельности не влечет снижения их финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
7.7. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств местного бюджета.
7.8. Средства, полученные учреждениями образования от приносящей доходы деятельности, поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и расходуются в соответствии с законодательством.
7.9. Учреждение ведет в установленном порядке делопроизводство, архив, представляет сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами, в соответствующие органы государственного управления.
7.10. Формы и порядок ведения бухгалтерского учета устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь.
7.11. Должностные лица несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за искажение государственной отчетности.
7.12. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном актами законодательства Республики Беларусь.
 
8. Международная и внешнеэкономическая деятельность учреждения.
 
8.1. Гимназия имеет право по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь устанавливать прямые связи с органами управления образованием и общеобразовательными учреждениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом организации общего среднего образования, проведения совместных мероприятий (конференций, лагерей учащихся и др.).
8.2. Гимназия вправе по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь заключать соглашения с иностранными учреждениями (общеобразовательными) об обмене педагогическими работниками и учащимися.
8.3. Международное сотрудничество гимназия осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Проведение мероприятий по международной деятельности может осуществляться за счет разных источников финансирования.
 
 
 

19.04.2018

12 апреля 2018 года в Минском городском институте развития образования состоялся практический семинар «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в современных условиях»

Подробнее...

19.04.2018

В период с 19.04.2018 по 24.05.2018 стартовало повышение квалификации по теме «Технологии образовательной робототехники в практике работы учреждения образования»

Подробнее...

18.04.2018

19 апреля 2018 года в 15 состоится заседание студии профессионального совершенствования «РОСТ» для молодых педагогов

Подробнее...

18.04.2018

13 апреля 2018 года в Минском городском институте развития образования состоялся круглый стол с участниками образовательной программы «Современное образование: новая реальность» для руководителей и педагогических работников учреждений образования г.Минска

Подробнее...

18.04.2018

11-12 апреля 2018 года на базе ГУО «Минский городской институт развития образования» состоялась открытая городская научно-практическая конференция с международным участием «Качество современного образования: от профессионализма учащихся»

Подробнее...

Опрос

Какой второй иностранный язык вы хотели бы изучать?

Голосовать

Какой из перечисленных предметов Вы хотели бы изучать на повышенном или углубленном уровне

Голосовать

Карта маршрута